Рекламный баннер 1

Урсдонское ущелье

Список объектов виртуального тура по Урсдонскому ущелью:

Гора Кариухох

Селение Урсдон

Урсдонские наскальные укрепления

Развалины жилых кварталов Урсдона

Боевая башня Дзугаевых.

Боевая башня Дзигасовых

Поляна Шухш

Селение Дагом

Местность «Арв»

Дагомский суд

Склеповые могильники

Дагомы Уастырджийы дзуар

Пятистенный ганах Касаевых

Собачья скала

Башня Себетовых

Башня Агнаевых

Башня Касаевых

Селение Донисар

Башня Дзуттаговых-Хестановых

Башня Бзыковых

Жилые кварталы Донисара

Мигъдау дзуар

Селение Цамад (в разработке)

Селение Инджинта (в разработке)

Селение Зинцар

Урсдонское ущелье в Северной Осетии является ответвлением Алагирского ущелья и находится на правом берегу Ардона. Название ущелья состоит из осетинских слов «урс» - белый, чистый и «дон» - река, вода. Ущелье представляет собой древнее ложе исчезнувшего ледника, сползавшего с хребта Кариу-хох в русло Ардона. Протяженность этого ущелья около 11 км. Правая сторона его представляет собой скалы, а левая состоит из ряда древних ледниковых морен, образующих несколько террас, возвышающихся одна над другой.

Здесь расположено шесть селений, из которых пять - Дагом, Урсдон, Донисар, Инжинта и Цамад, относятся к древним поселениям и представляют собой родовые села, тогда как шестое, Зинцар – поселение новое и смешанно-родовое.

Урсдонское ущелье представляет совершенно исключительный интерес в отношении как археологическом, этнографическом, так и фольклорном. По фольклорным данным, Урсдонское ущелье (Уаллаг Ир) является древнейшим местом поселения осетин. Отсюда впоследствии вышло большинство современных осетинских родов, населяющих Северную и Южную Осетию.

По легенде, первым народом, обитавшим в Урсдонском ущелье был великаны Уаиги, хорошо известные по нартовскому эпосу, народ, обладавший непомерной силой. Но, несмотря на всю свою силу, Уйгуте были уничтожены пришедшими в горы Кавказа племенами Гумирта и Царциата, превосходившими их умом, но не физической силой. Царциата, по сказанию подобно нартам обладавшие большим умом, отвагой, предприимчивостью, дерзостностью, погибли в свою очередь так же, как и нарты, от гнева богов, покаравших их за гордыню.

Одним из циклов осетинских исторических сказов, возникших в Уаллаг Ире, является «Сказание об Ос-Багатаре и коленах, происшедших от него». По этому сказанию у Ос-Багатара, жившего, по грузинской летописи, в середине 5 в., от его главной жены, грузинской царевны Мирандухт (Ахсин) было четыре сына: Цараз, Кушаг, Сидам и Аргуз, а от наложницы у него был только один Тилда. Потомки Цараза – колено Царазонта, заселили в Северной Осетии местность по обеим сторонам бассейна реки Ардон, в районе поселений Нузала, Назгина, Бада, Касарского ущелья, Кушаг и родившейся от него Цахил – колено Цахилта, заняло своим потомством Урсдонское ущелье. Потомки Сидама – колено Сидамонта, расположилось в бассейне реки Ардон по ущельям Ксуртскому и Архонскому и в районе Калосана, у истоков Большой Лиахвы, а затем перебрались на реку Ксан, потомки Агуза – колено Агузате, заняли сперва Трусовское, а затем Рокское ущелья южного склона Кавказского хребта. Потомки Тидла – колено Тидлата поселились в бассейне реки Ардон и в нижней части Цейского ущелья.

Основным источником обогащения для колена Цахилта, также как и для остальных родов Осетии, заселявших горную часть Кавказа, на протяжении многих веков был «балц», т.е. занятие войной как ремеслом. Собираясь в военные отряды, построенные по родовому признаку, осетины служили в наемных войсках Грузии, Ирана и Византии. Предводители осетинских родовых дружин из «сильных фамилий» во времена Сасанидов именовались в Грузии багатарами. В более позднее время, вплоть до 12 в., летописи византийские, грузинские и русские стали называть багатаров царями. Известны случаи, когда дочери «осетинских царей» выходили замуж за грузинских и абхазских царей, византийских императоров, хазарских хаканов и русских князей. Так, например, Юрий («Георгий русский»), первый супруг грузинской царицы Тамары, был младшим сыном Андрея Боголюбского и Ясыни (осетинки) Марии, происходившей, по-видимому, из Колена Цахила. Если бы колено Царазонта из того же рода Ос-Багатара не находилось на высоком политическом и культурном уровне и не сосредотачивало бы в своих руках большой военной и политической силы, то едва ли состоялся бы второй брак могущественной царицы Тамары с Давидом Сосланом из колена Царазонта.

Громадное количество привозных вещей из Египта, Ирана, Малой Азии и Средней Азии, найденных при археологических работах в Осетии указывает на то, что иноземные вещи, часто изысканные и дорогие, бытовали в горах Осетии в очень большом количестве. Попадали они сюда прежде всего в виде добычи, привозимой возвращающимися домой, бродившими по различным странам осетинскими военными отрядами. Кроме того, транзитный путь, шедший по Алагирскому ущелью, давал возможность родам, расположенным по линии этого пути, взимать часть проходивших здесь товаров в виде уплаты за проезд и привоз. Этим и объясняется богатство осетин, о котором так много говорится в сказаниях; часть этого богатства попадала в погребения, а часть -  в святилища в виде приношений.

Литература:

1. Осетинская этнографическая энциклопедия, составитель Чибиров Л.А., Владикавказ, 2013г.

2. Цагаева А. Д. Топонимия Северной Осетии. Орджоникидзе, 1975г.

3. Пчелина Е.Г. Урсдонское ущелье в Северной Осетии, Л, 1947г.

4. Тменов В.Х. Средневековые историко-архитектурные памятники Северной Осетии, Ордоникидзе, 1984г.

5. Тменов В.Х. Зодчество средневековой Осетии, Владикавказ, 1996г

Правила публикации

Написать отзыв