Рекламный баннер 1

Три слезы Бога

…Жестокой была месть Нарта Батраза за смерть отца своего Хамыца: многих Нартов он истребил... Пробил он гладкую отвесную скалу крепости Уарпп и со своим мечом Дзус‑хъара пред­стал перед советом небожителей — зэдов и дауагов… Победил и их неугомонный Батраз. Оставшиеся из небожителей отправились на небеса — Богу жаловаться. Но Бог не желал совершить насилие над Батразом:

— Он еще мало жил, и не хочется мне, чтобы раньше времени в страну мертвых отправлялся.

Батраз, прослышав, что зэды пожаловались Богу, решил сам направиться к Богу на небо — узнать, каков он.

…Бог, чтобы угомонить самого [именитого] из Нартов, бросает перед ним клубок золотой пряжи. Такой крепости и длины была она, как все корни, какие только на земле есть. [Подумал]: «пригодится мне Сатане шубу штопать». — И с коня (за клубком) нагнулся. Клубок же даже с места не сдвинулся. Слез Батраз с коня, раз-другой попробовал поднять клу­бок, но так и не смог.

— Есть и посильнее меня, — сказал Нарт Батраз. — От вражды пользы нет.

Собрались снова на совет небожители и сказали:

— Отчего нам не убить Батраза, ведь Бог нас не слушает.

Началась еще более страшная битва на Хазмийском поле. Опять гибнут небожители, — кто от меча, кто от стрел Батраза.

Снова пошли зэды и дауаги к Богу и сказали:

— Как хочешь — либо Батраз, либо мы!

Бог сказал им:  

— Без ангелов я ничего не поделаю…

— Если не погибнет он своей смертью, нет ему погибели. С ним же следует так поступать: за один день я дам солнцу столько жару, как за все семь лет. Из булата он, — (от жажды) станет изнывать. Посреди степи есть один родник, Батраз всегда пьет из него. Высушу я родник, и тогда (Батраз) подастся к морю. И море по моей воле тоже высохнет, и он умрет…

И выглянуло такое солнце, что мир весь заки­пел. Начал Батраз изнывать от жажды. Горят его булатные бока. И отправился он к роднику посреди степи. Зэды и дауаги напали на него, Нарт же Батраз словно и не замечает их. (Говорит):

— Погодите, усы, выпачканные толокняной похлебкой, выпью воды, а там рассчитаемся. К роднику-то (Батраз) добрался, но высох род­ник. Тогда Батраз бросился к морю, но и в море даже глотка не оказалось Раскалился докрасна сын Хамыца Батраз… (У Батраза, когда его жег Курдалагон, одна кишка внутри осталась сырой. Когда она загорелась, то Батраз упал).

И испустил дух на берегу моря. Зэды и дауаги в тот же миг окружили умирающего. (Батраз) же испускал такой дух, что многие из небожителей погибли, многие в обморок попадали. И (они) опять предстали перед Богом:

— Живым он нам такого не чинил, какое причи­нил мертвым. Когда он умер, то испустил такой дух, что истребил нас…

А Бог сказал им:

— Пойдите к его мертвому телу, помолитесь ему: «В склепе небесного Сафы (вариант — Софий­ском склепе) твое вечное место, стань тоньше рыбьей чешуи, легче хмельного лепестка» … Так и поступили небожители. …Отыскали двух бычков, рожденных (в дни) Тутыра, и запрягли их. …(Батраз) поверил, сделал себя лег­ким, и отнесли его в склеп…

Когда подошли к дверям, (Батраз) уперся коленом в притолку, и (потому он) не проходил внутрь…

…Зэды и дауаги отправили к Богу своего послан­ника:

— Не хочет проходить в склеп, уперся в двери своими большими ногами!..

…Вот пришел Бог к нему и сказал ему:

— Мой названный сын, чего ты не слушаешься?

— Потому, что тебя не видел!

Тогда Бог Три Слезы (на Батраза) выронил, и из них одна стала Таранджелос, другая — Мыкалгабырта, а третья — Реком. Так положили Батраза в склеп…

(А меч Батраза при помощи нескольких тысяч живот­ных подвинули) к берегу и бросили в море. Заброшен меч — пошли волны и ураганы, само море пришло в кипящее состояние, а потом приняло кровавый цвет…

(С тех пор) когда весной с небес раздается гром, то говорят, что это удары плети сына Хамыца Батраза, когда он садится на своего коня. (Нарты, Книга 2, Главная редакция Восточной литературы, стр.293, Москва, 1989 г.).

…Теперь Батраза зовут Уаскергием (Уастырджи)» (Всеволод Миллер, Осетинские этюды, стр.154, Владикавказ, 1992 г.) — так выглядит в основе своей обобщенное из нескольких вариантов сказа­ние о смерти Нарта Батраза и происхождение трех главных святилищ Осетии: «Реком»-а, «Таранджелос»-а и «Мыкалгабыртæ».

        «Три Слезы Бога» — это духовно-идеологическая познавательная система постижения знаний элиты индоевропейского мира — Нартов, оставленная для будущих продолжателей «Славы Нартов» Батразом.

        «Три Слезы Бога»: белая — «Реком», золотая — «Таранджелос», черная — «Мыкалгабырта», — предшествуют друг другу [порождают друг друга] и образуют на общем — «воинском» алом фоне вокруг центра — пика «Мировой Горы» триединый символ — «Триквестр». В каждой из «слез Бога» рас­положился соответствующий «ступени-Слезе» крест: в «белой Слезе» — Рекомовский крест-«двусторонняя свастика»; в «золотой Слезе» — Таранджелосовский крест — «крест с раздвоенными концами»; в «чер­ной Слезе» — Мыкалгабыртовский крест-«крест с расширенными концами». Триквестр окантован, защищен бирюзовым цветом хранителя-Майрама.

Литература:

Джанаев С.Х. Три слезы Бога. / Владикавказ: СОИГСИ, 2007.

Музыкальное сопровождение:

ӃОNА –Нарты Батраз (Ансамбль осетинского аутентичного песнопения и старинных      музыкальных инструментов им. Сослана Моураова).

Правила публикации

Написать отзыв