Рекламный баннер 1

Святилище Мады Майрæм

На высоком крутом отроге горы, в 1 км. от с. Харисджин (местность Цазиу) выше по течению р. Фиагдон, находится особо почитаемое осетинами святилище Мады Майрам. В 20 метрах к востоку расположена сигнально-сторожевая башня “Уаллаг рухс масыг” (“Верхняя светлая башня”).

Рассказывает краевед и историк Т.П. Плиев: «Эта маленькая церквушка была выстроена специально для хранения знаменитой иконы «Иверской Богоматери Чудотворной», позже было прибавлено – «Моздокской». История этой иконы такова. Грузинская царица Тамара, дочь осетинской (аланской) царевны Бурдухан и супруга Давида Сослана (во втором браке) была заинтересована в укреплении христианства в Осетии. Царица Тамара попросила своего придворного иконописца снять первую копию со знаменитой афонской иконы «Иверской Богоматери». Иконописец, получив такой державный заказ, шесть недель держал строжайший пост, молился, дважды в день купался в парном молоке и после такого очищения, после такой подготовки, он написал эту икону (конец XII века).

Икону царица Тамара с доверенными служителями церкви направила в Осетию и по пути, где они ночевали, строили потом часовни. В Южной Осетии две часовни до сих пор сохранились. В Куртатинском ущелье (Хилакское ущелье), на дороге оживленного караванного пути из Закавказья, была построена маленькая церковь, где 600 лет, вплоть до присоединения Осетии к России (1774 год), хранилась чудотворная икона.

Трижды за это время церковь сгорала до основания. И каждый раз икону находили неподалеку от храма под можжевельником.

В конце 18 века чудотворный образ Богородицы был перенесен с гор в равнинный город Моздок, где она хранилась в специально построенном для неё Успенском соборе.

 К величайшему сожалению, в середине 20 века эта бесценная реликвия исчезла.

В 1900 году часовня была восстановлена жителями селения Харисджин. Их имена были выбиты на каменной плите, которая была установлена возле входа: “Сей обрушенной деревни богомольной дом во имя Святой Богородицы обновили харисгинцы 1900 мъ году въ нем изъдревли празднуютъ в недели блудного сына и въ денъ Троицы Труженники были Илясъ Гагоевъ, Гакго Гутиевъ, Тепсарко Марзагановъ, Илясъ Цигоевъ, Ахмет Марзагановъ, Наурузъ Текавъ, Андрбекъ Цикоев”(текст в оригинале).

В советское время святилище обветшало, была разрушена кровля. И только в 90-х годах оно было восстановлено группой энтузиастов. Здесь нет священнослужителей и святилище никем не охраняется. Оно является достоянием всего народа и охраняется местными жителями».

Здесь матери молятся за здоровье детей и благополучие семьи, а незамужние девушки просят женского счастья. Загадав заветное желание, они привязывают ленточку к ветке дерева, пишут записки с пожеланиями к Мады Майрам и оставляют небольшое денежное пожертвование.

 Дни празднования: на Успение Божией Матери - 28 августа (15 августа по старому стилю).

Правила публикации

Написать отзыв