Рекламный баннер 1

Селение Горная Саниба 2

Селение Горная Саниба,  Старая Саниба (осет. Зæронд Саниба или Хохы Саниба)территория освоена в давние времена, здесь найдены изделия кобанского времени, золотые сасанидские монеты VI-VlI вв.

Селение состоит из двух кварталов: Уаллаг Саниба и Даллаг Саниба ("Верхняя" и "Нижняя" Саниба). Основаны потомками легендарного праотца алдаров Восточной Осетии — "царевича Тага": "братья Тулат и Кундух с некоторыми переселенцами ушли из Даргавса в ущелье, где протекает р. Фридон (Фыры дон), и устроили там аул Саниба... Есен переселился в ущелье Кауридон и основал там, повыше Саниба, аул, названный Верхний Саниба".

На южной (возвышенной) окраине Верхней Санибы до наших дней сохранилась жилая башня Есеновых (Есенаты гæнах), в 15 метрах к юго-западу от вышеуказанной башни расположен галуан Фидаровых (Фидараты галуан), сложенный из разноразмерных камней на известковом растворе. В нескольких метрах от галуана Фидаровых расположена боевая башня Есеновых (Есенаты мæсыг).  В ауле отмечены также руинированные остатки башен Бекаевых и Дзгоевых. 

На правом берегу р. Кауридон расположена Церковь Святой Троицы. Небольшое крестообразное сооружение при всей своей простоте и лаконичности отличается четкостью и гармонией форм. Воздвигнута в 1860 году на месте аланского храма 12 века, уничтоженного монголо-татарскими завоевателями. В 1917 году вновь была разрушена.  В начале 2000-х были проведены реставрационные работы и с 2006 году церковь снова принимает верующих.

 Вокруг церкви расположено древнее кладбище. В.Х. Тменов зафиксировал на нем 12 усыпальниц разных типов и различной степени сохранности. Один из анонимных авторов писал в 1883 г. в газете "Терек": "Между Верхней и Нижней Саниба на пригорке находится довольно красивая церковь, а вокруг нее — древнее кладбище. На этом кладбище нас поразила довольно оригинальная форма могильных памятников или, лучше сказать, могильных склепов... Некоторые из этих склепов имели форму продолговатого четырехгранника (параллелепипеда) высотою в рост человека, с основанием, раза в полтора превышающим высоту. В одной из стен находится небольшое четырехугольное окно, заложенное камнем. В окно это вдвигались гробы с покойниками и устанавливались внутри склепа на деревянных полках... Некоторые из склепов обнесены каменной оградой. На всем кладбище мы не заметили ни одного креста».

В Нижней Санибе отмечены четыре боевые башни; принадлежность трех из них не установлена, одна принадлежала Кундуховым (сильно разрушена). Особенно впечатляет башня, возведенная на краю обрыва, возвышающегося над р. Фырыдон, впадающей в р. Кауридон. Сложена из тщательно подогнанных друг к другу каменных блоков. Сохранность башни хорошая. Высота — 14,4 м.

На левом берегу р. Кауридон, на вершине горы, возвышающейся над аулом, находится святилище Хохы Санибайы Реком (Малый Реком). Оно представляет собой прямоугольное в плане столпообразное капище, насухо сложенное из разноразмерного песчаникового плитняка. В перекрытие капища вставлен деревянный крест, перекладины которого "утоплены" по самую крышу и ориентированы по оси север-юг.   Святилище было реставрировано в 1999г.

Саниба, в осетинской мифологии дух плодородия; культ был распространён у иронской и туальской этнических групп, особенно - в Тагаурии.  Перед началом сенокоса и уборки хлебов в честь Саниба устраивали празднества с жертвоприношениями и пиршествами, на которые съезжались со всех ущелий, даже из Грузии. Богомольцы просили ниспослать дождь, тепло, урожай хлебов, уберечь людей и скот от болезней. Слово Саниба – производное от грузинского «Самеба» (Троица). По мнению В.И. Абаева, древнеязыческий праздник после христианизации приурочен к грузинскому храмовому празднику св. Троицы.

      Литература:   

  1. Осетинская этнографическая энциклопедия, составитель Л.А.Чибиров, Вл., 2013г.
  2. Гутнов Ф. Х.  Века и люди (Из истории осетинских сел и фамилий). Ир, 2001г.  
  3. 3.Тменов В.Х. Средневековые историко-архитектурные памятники Северной Осетии, Орджоникидзе, 1984г.

 

 

 

Правила публикации

Написать отзыв

    Батрадз, спасибо большое за отзыв!

    «Саниба, в осетинской мифологии дух плодородия; культ был распространён у иронской и туальской этнических групп, особенно — в Тагауре. Перед началом сенокоса и уборки хлебов в честь Саниба устраивали празднества с жертвоприношениями и пиршествами, на которых Саниба просили ниспослать дождь, тепло, урожай хлебов, уберечь людей и скот от болезней. Б.А. Калоев.