Рекламный баннер 1

Селение Дзивгис

Дзивгис – селение у огромной скалы горного массива Кариухох на левом берегу реки Фиагдон, неподалеку от самого узкого места Куртатинского ущелья – теснины Кадаргаван. Дзивгис играл важную роль в обороне ущелья и потому был хорошо укреплен.

 По предположению археологов, Дзивгис основан в XIII веке равнинными аланами, оттесненными в горы татаро-монголами. Возможно, являлся одним из центров аланских княжеств золотоордынского периода, своеобразной пограничной крепостью с гарнизоном, состоявшим из опытных бойцов.

Особо место среди архитектурных памятников селения занимает Дзивгисы фидар – одно из мощных средневековых фортификационных сооружений Осетии.         

Комплекс представляет собой «целые крепости, пристроенные к пещерам и естественным полостям, тянувшимся вдоль подошвы скального массива. 

Крепость состоит из шести пещер, каждое из которых имеет самостоятельный очаг обороны, но связан с другими высеченными в скалах тропами, навесными лестницами. Если лестницы убирались, то осаждающие имели возможность добраться до обороняющихся лишь с вершины отвесной скалы. Поэтому в ходе боя сообщение между укреплениями было невозможно, и каждое из них было самостоятельной огневой точкой.

Главное укрепление отличалось значительными размерами и могла вместить более 100 воинов, располагалось на нижнем уровне у подножья горы, попасть в него можно было по каменной лестнице. Другие укрепления располагались на высоте 10-20 м и вмещали до десяти воинов. Использовались для флангового прикрытия главного сооружения.

Крепость вызывает восхищение размерами и качеством кладки. Посетивший ее путешественник Ф. Гребенец писал: «Положительно изумляешься, кто и как мог возводить эти колоссальные сооружения и каких они многолетних трудов стоили, какой талантливой работы».

Помимо Дзивгисской крепости, в селе сохранились: сторожевая башня Гутновых (Елкановых), сторожевая башня Гутиевых, средневековые постройки, пивоварня, памятные столбы-цырты, грунтовые могильники, склепы.

Знаменито и почитаемо у жителей Северной Осетии - Дзивгисское святилище (Дзывгъисы дзуар).  Культовый комплекс состоит из христианского храма XIV-XVI веков и более древнего святилища XIII в честь Уастырджы. Древняя церковь, «воплотившая в себе симбиоз христианского храма и чисто языческого святилища, окруженных каменной оградой – сочетание символичное для горной Осетии». Внутри церкви хранились медные котлы, серебряные кубки и три колокола разной величины, на одном из которых надпись на грузинском языке, датированная 1683 г.: «Мы, государь Карталинии, царь Георгий Малый, пожертвовали сей колокол Дзивгисскому святому Георгию в нашу победу». Второй подарил царь Арчил, а третий подарен царем Картли и Кахетии Георгием (1613 г.).

Праздник в честь Дзивгисского святилища отмечается осенью в дни Джеуаргуыба.

На южной окраине Дзивгиса расположено кладбище, состоящее из 14 склепов: полупещерные, надземные, полуподземные. В верхнем могильнике (XIII - XV вв.) обнаружено свыше 230 погребений.  Возможно, это массовые захоронения, связанные с опустошительными походами Тимура.

В окрестностях Дзивгиса находится уникальная мезолитическая стоянка - грот Сау-лагат, где были найдены предметы каменного века. Немного выше расположилось живописное урочище Фашкау (Фаскау, 11 га) - поляна с густыми сосновыми лесами и лугами, служившими хозяйственной базой для жителей селения. Поляна окружена от ветров горами, что создает особенный микроклимат. Хорошо сохранились следы оросительного канала длинной около 200 метров - единственное обнаруженное в горах свидетельство орошаемого земледелия.  

Лес Дзивгисского святилища (Дзывгъисы дзуары хъæд) – заповедный лес в окрестностях с. Дзивгис. Здесь нельзя было вырубать деревья, собирать хворост. Этот лес предназначался только для праздничных мероприятий. Летом заготавливали дрова и оставляли для просушки, а в дни празднования Джеуаргуыба их вывозили. Вся ритуальная пища готовилась только на огне из дров, вывезенных из леса Дзивгисского святилища. Считалось, что лес принадлежит самому Уастырджи и что он сам охраняет его.

Из Дзивгиса ведут свое происхождение многие фамилии. Согласно посемейным спискам осетинских крестьян 1886 года здесь жили Фарниевы, Гутновы,  Елкановы, Хаутовы, Хуцистовы,  Цоколаевы, Схановы и другие. Численность дворов составляла в 1780 году – 60, в середине XIX в.- 26, в начале XX в. – 32, в 1989 г. – 12 человек.

Об этом селении, представляющем большой историко-архитектурный интерес, писали многие исследователи: В.С. Толстой, В.А. Кузнецов, В.Х. Тменов и др.  

 

Литература:

  1. Осетинская этнографическая энциклопедия/ Сев.-Осет. ин-т гуманитарных и социальных исслед. им. В.И. Абаева; составитель Л.А. Чибиров. – Владикавказ «Проект-Пресс», 2012. – 688 с.;
  2. Толстой В.С. Сказания о Северной Осетии. Вл., 1996;
  3. Кузнецов. Путешествие в древний Иристон. 1974;
  4. Болгарский И. Материалы по истории Осетии (XVIII в.) // ИСОНИИ. Вып. VI. 1934;
  5. Уарзиати В.С. Дзывгъисы дзуар // ВАЭСО. Ордж., 1984 и др.
  6. Гребенец Ф.С. Могильники в Куртатинском ущелье // СМОМПК. Вып. XV. 1915;
  7. Тменов В.Х. Средневековые историко-архитектурные памятники Северной Осетии, Ордж., 1984г.
  8.  Гутнов Ф.Х. Осетинские села, Владикавказ, 2016г.

 

 

 

Правила публикации

Написать отзыв