Рекламный баннер 1

Даргавский некрополь

Даргавский некрополь, также называемый «Городом мертвых», является одним из крупнейших на Северном Кавказе склеповых могильников. Историко-архитектурный комплекс, состоящий в общей сложности из 95 склепов, сконцентрированный на постепенно повышающемся отроге горы Рæбыны рагъ, датируется XVIII – началом XIX века.

Архитектура и погребальный обряд «Городка мертвых» отражают социально-экономический уклад и религиозные воззрения осетинского населения в эпоху позднего средневековья.

Инвентарь склепов дает возможность судить об уровне развития хозяйства осетин, их производственной деятельности, торговых и культурных связях Северной Осетии с разными странами – Ираном, Азербайджаном, Средней Азией, Грузией, Византией, народами Северного Кавказа и Россией. Также можно сделать вывод, что в осетинском обществе на тот момент уже протекал процесс становления феодализма, что нашло отражение и в форме погребальных сооружений: монументальные наземные склепы башенного типа и двускатные принадлежали «сильным фамилиям», полуподземные – фæрсаглæгам, а в каменных ящиках хоронили бесправное население – кæвдæсаров и кусæгов.

В погребальном инвентаре Даргавских склепов в большом количестве встречаются поливная и неполивная керамика, представленная кувшинами, кружками и сосудами различного назначения; стеклянная и деревянная посуда местного производства, резная и изготовленная на токарном станке.  Все изделия отличаются изяществом, совершенством форм и способов обработки. Своеобразны орнаментация и формы многочисленных пряжек, серег, колец и перстней, нагрудных застежек.

Высокого уровня развития достигла у осетин кузнечное производство. Даргавские кузнецы были известны за пределами своего ущелья, а изготовленные ими ножи, кинжалы, бритвы и прочие изделия широко представлены в инвентаре склепов. Добытый археологами и этнографами материал свидетельствует о том, что осетинские мастера владели всеми видами металлообработки – художественным литьем, гравировкой, чеканкой, инкрустацией, чернью и т.д.

В склепах Даргавса сохранились великолепные образцы одежды, головных уборов, обуви. Значительная часть одежды изготовлена из домотканой ткани. Шелковые ткани, украшенные сложным растительным орнаментом, ввозились из Ирана и других стран при посредничестве Тбилисского рынка. Из них шили женскую одежду для знатных осетинок. В XVIII – XIX веках получили распространение более дешевые мануфактурные ткани русского производства.

Также на склоне горы Рæбыны рагъ находится руинированная башня Аликовых. Возле нее видны следы фундаментов, возможно, жилых построек. Эта башня контролировала подступы к Даргавсу со стороны Геналдонского ущелья; она известна и под другим названием – масыг Бадтиевых. По рассказам, они захватили это сооружение после того, как ее владельцы, спасаясь от кровной мести, переселились в Кобанское ущелье. По некоторым данным, башня была разрушена в 1923 году от сильного землетрясения.

Литература:

  1. Осетинская этнографическая энциклопедия/ Сев.-Осет. ин-т гуманитарных и социальных исслед. им. В.И. Абаева; составитель Л.А. Чибиров. – Владикавказ «Проект-Пресс», 2012. – 688 с.;
  2. Буклет «Даргавский некрополь» / Сев.-Осет. Гос. Объединенный музей истории, архитектуры и литературы / составитель Э.С. Кантемиров.

 

Правила публикации

Написать отзыв