Рекламный баннер 1

Авд Дзуары с. Галиат

Авд дзуары – семь святилищ, семь святых. Древнее святилище, расположенное на высоком склоне над селением Галиат, которому поклонялись перед началом сенокоса представители фамилий Езеевых, Гадзаовых, Годизовых и Калаевых.

В осетинском пантеоне все божества и духи подчинены единому великому Богу, которого еще называют «хуыцæутты хуыцау» - бог богов. В осетинской мифологии он – небожитель, творец земли и вселенной, незримо пребывающий на небесах и управляющий миром, а проводником его воли являются подчиненные отраслевые божества. Наиболее древним является культ семи богов – Авд дзуары, включающий в себя, особо почитаемых в Осетии божеств – это:  Уастырджи, Æфсати, Реком, Фæлвæра, Донбеттыр, Уацилла, Тутыр, но в зависимости от районов Осетии состав варьируется.

Вера в семибожие у осетин имеет древние индо-иранские корни. По мнению Васо Абаева, «несомненно, у алан существовал культ «семи богов» и занимал важное место в их религии. Этот же культ засвидетельствован у потомков алан, осетин. Святилище «Семь богов» близ Галиата отмечено еще Вс. Миллером. Таким образом, культ семи богов с удивительным постоянством прослеживается на протяжении огромного периода от геродотовских скифов через алан до современных осетин». По данным Геродота, скифы чтили семь божеств, являющихся воплощением неба и земли, домашнего очага и войны.  По фольклорным и этнографическим сведениям можно судить какой глубокий след в жизни осетин оставил культ Авд дзуаы, как впрочем, и число семь – авд, имеющее сакральный смысл. В нартовском эпосе, встречается название божества Авдиуæг, новорожденный стальной младенец Батраз падает  сквозь семь этажей башни в семь котлов поочередно. Во время осады крепости Гори нартовский мальчик Замайхуа просит Сослана, чтобы тот  пронес  его через семь родников. Когда Батраз решил учинить расправу над духами,  он увидел на небе семерых Уастырджи и семерых Елиа.

Традиционно, осетины пекли семь комплектов ритуальных пирогов по три в каждом. Больного лечили аракой, изготовленной из семи разных злаков, семь чашек воды из под семи мельниц, вылитых в глиняный кувшин считался верным средством от сглаза ребенка, осетинская люлька авдæн в переводе означает семерым и т. д., число семь составляет четыре стороны света по горизонтали и три зоны по вертикали. До сих пор сохранились образные выражения: авд хæрзиуæджы (семь добрых дел), авд дæлзæххы (семь подземелей) и др.

         Другое название святилища - Юси-дзуар - происходит от имени византийского императора Юстиана I, заинтересованного в политических симпатиях алан и использовании их военной мощи. Вполне вероятно, что активная деятельность кесаря Византии в пограничных с нею районах Кавказа нашла отражение и в идеологии алан, перенесших почитаемое ими святилище в Дигорию после монголо-татарского нашествия.

         В архитектурном плане святилище Авд-дзуар представляет собой два небольших двухскатных (и двухкамерных) строения, ориентированных входными проемами на запад и восток и соединенных друг другом каменной стеной. Святилище в интерьере двухкамерное, перегородка оформлена в виде стрельчатой арки; кровля плоская, стены сложены с наклоном. По ряду данных, перекрытие венчалось треугольным каменным навершием с рельефным изображением креста. (Тменов В. Х.).    Само здание, согласно преданиям, использовалось в качестве поминальной камеры (часовни), в которой во время чумы оставляли на ночь покойников перед тем как похоронить их в земле (Г.А. Кокиев).

В народном представлении Авд дзуары- доброе божество, принимающее образ большекрылой птицы, которая спускается на землю для того, что бы избавить людей от болезней и наделить их всякими благами. Образ этой птицы соотносится с мифической птицей Пакъыундзæ (Пакондзи), восходящий своими истоками к древнеиранской птице Сенмурв (Симург)

   Составитель текста - Найфонова Ф.Т

 «Авд дзуары» - объект культурного наследия федерального значения. В настоящее время ведутся реставрационные работы. 

Правила публикации

Написать отзыв